Системные и семейные расстановки
Что такое системные расстановки?
Это очень элегантный, эффективный способ решения личностных и бизнес-задач, основанный на системно-феноменологическом подходе. Системно-феноменологический подход даёт возможность воспринимать все явления в целостности и совокупности влияний. Метод расстановок позволяет выявлять неочевидные нарушения законов функционирования систем (будь то личность, семья или организация) и находить решения для довольно сложных, запутанных, «застарелых» задач.
Результаты для участников
Сделав заявку на собственную расстановку, получают новое понимание сложившейся (проблемной) ситуации в широкой системной перспективе, динамик, приведших к образованию данной ситуации. А так же новый подход к возможному решению, который может быть реализован незамедлительно.
Существенная, глубокая проработка личных, семейных или бизнес-задач. (Это возможно, даже если расстановка делается для другого участника, вследствие универсальности законов существования систем).
Все участники знакомятся с уникальным по результативности, глубине и гуманности методом.
Получают представление об основах, принципах работы, основных порядках, процессах и закономерностях в любых социальных системах.
В роли заместителей получают неоценимый опыт. Что даёт возможность в различных жизненных ситуациях глубже понимать людей, их стремления, мотивы их поступков.
Общие сведения
Определяющей характеристикой системной расстановочной работы является феноменологический процесс, который первоначально был открыт для работы с семейными системами, а затем применен также и к другим системам, таким как бизнес, организации, образование, медицина. Расстановки возникли в результате взаимного влияния трех разных составляющих:
- Прежде всего это системный подход , который был разработана семейными терапевтами в конце второй половины 20 века, и которая дает теоретическую базу для понимания тех динамик, которые мы видим в семейных расстановках.
Системный подход рассматривает все элементы системы (например, членов семьи) как взаимодействующие и взаимозависимые. При этом система больше, чем сумма ее составляющих. Так же и семья - это нечто большее, чем некоторое количество людей, связанных между собой. Каждый член семьи имеет свою роль и связан с каждым другим по-своему. Есть простая фраза об этом: «Родители это родители, а дети это дети».
- Вторая составляющая – это техника использования заместителей для представления членов семьи и позднее для элементов б о льших систем или даже для абстрактных концепций. Самым ранним примером подобной техники в западной психотерапии является психодрама Якоба Морена , разработанная им в 1920-х и 30-х годах.
Эти две составляющие были первоначально соединены Вирджинией Сатир в разработанном ею в 1960-х годах методе семейной скульптуры. Это трехмерное представление семейных динамик оказалось очень действенным для прояснения первоначально скрытых взаимодействий внутри системы.
- 3. Третья составляющая – феноменология. В самом общем понимании это признание того, что проявляется, без каких-либо предубеждений или осуждения. Это гораздо более трудно, чем кажется на первый взгляд, и требует практики и особой тренировки мышления.
Хотя феноменологический подход присутствует в Буддизме уже 2500 лет, он независимо от этого развивался в западной философии, начиная с Эдмунда Гуссерля.
Берт Хеллингер явился тем человеком, который соединил третью составляющую с двумя другими, создав новый метод. Добавление феноменологии дает нам способ более глубокого понимания системных динамик и подчас открывает удивительные картины.
Берт Хеллингер также разработал определенные теоретические положения, которые поддерживают этот вид работы. В частности, это такие темы как:
- Порядки любви (Хеллингер, 1998, стр. 151-172) [Ссылки даются по списку источников, приведенному в конце статьи. На русском языке указанная книга не издавалась, но о тех же теоретических положениях можно прочитать в других книгах Берта Хеллингера, список которых приведен здесь: http://www.mirta-elena.narod.ru/literatura/books_rus.html - прим. перев. ]
- Инновационная концепция совести, вины и невиновности (Хеллингер, 1998, стр. 3-49) [на русском языке см. статью Берта Хеллингера «Три вида совести» : http://www.mirta-elena.narod.ru/literatura/consciences_MB.html - прим. перев. ]
- Системные переплетения, слепая любовь и осознанная любовь (Хеллингер, 1998, стр. 161)
- Практическая концепция чувств: первичные, вторичные, перенятые и мета-чувства (Хеллингер, 1998, стр. 224-227). Разделение на первичные и вторичные чувства существовало и до того, но не вполне понятно, где был первоисточник. Марша Лайнхан ( Marsha Linehan ) рассматривает это разделение в своей книге «Диалектическая поведенческая терапия» ( Dialectic Behaviour Therapy ) (Лайнхан 1993 стр. 227), где она относит эту концепцию к авторству Гринберга и Сафрана (1987).
Порядки любви
Наблюдая феноменологически за процессом расстановки семейных систем, Берт Хеллингер пришел к пониманию, что у семейной системы есть совесть, которая требует, чтобы система была упорядочена. Он также обнаружил основные принципы, которые определяют, как это происходит.
Вот эти три основных принципа:
- Каждый имеет равное право на принадлежность к своей семейной системе
- Существует иерархия с точки зрения времени вхождения в систему
- Каждый человек в системе несет свою собственную судьбу
Осознанность, практикуемая в буддизме уже более 2500 лет, все чаше определяется сегодня как наиболее глубокий метод феноменологического восприятия.
В расстановках заместитель отдает себя под внутреннее влияние семейной динамики, которая и проявляется посредством расстановки. Разрешение этой динамике проявляться соединяется с особым состоянием ведущего расстановки, и таким образом реализуется феноменологический подход.
Переходы:
Важная информация