Восемь кусков парчи
Перевод статьи, опубликованной в ежемесячном журнале "Цзин у", № 2(228), Харбин: Харбин жибао иньу чжунсинь, 2008 г., с. 30
От переводчика: Высказанные в статье мнения энтузиаста оздоровления Фэн Сяояна отражают его собственные соображения в отношении рассматриваемого предмета, поэтому могут существенно расходиться со сведениями из других источников. Как упоминает сам автор, его побудило к написанию статьи чувство восхищения комплексом, опубликованным в книге Вань Лайшэна "Антология ушу", к которой Фэн Сяоян и отсылает заинтересованного читателя. Между тем он дополняет описание комплекса собственными комментариями. Цель этого перевода статьи на русский язык – познакомить российских любителей цигун с содержанием современных специализированных журналов, охарактеризовать сегодняшнее состояние спортивно-оздоровительного движения в КНР, познакомить с идейным содержанием продолжающегося поиска средств продления жизни.
Текст перевода: Представленный в статье малый комплекс "Восемь кусков парчи" - это физические упражнения, сопровождавшие внутреннюю работу даосов-алхимиков. Он также назывался "Даосский способ избавления от 1800 болезней" и не передавался вне пределов даосского религиозного сообщества. Еще его называли "внешним" комплексом "Восемь кусков парчи", который можно противопоставить даосскому "внутреннему" комплексу "Восемь кусков парчи", выполнявшемуся сидя.
Совокупность имеющих хождение комплексов "Восемь кусков парчи" можно охарактеризовать как упражнения для удлинения сухожилий. Предыдущие поколения даосов использовали эти упражнения для растягивания сухожилий (вернее для увеличения подвижности суставов) и преодоления вреда от застоя крови и нарушений циркуляции "ци", вызванных неподвижным медитативным сидением. Последующие поколения увидели в этих упражнениях всего лишь комплекс из восьми упражнений и ошибочно назвали его "Восемь кусков парчи". Фактически же "Восемь кусков парчи" не обязательно состоит из восьми упражнений. Название комплекса "Способ избавления от 1800 болезней" указывает на то, что для получения заметного эффекта необходимо сделать 1800 его повторений.
Автор этой статьи в прошлом году занимался по этому комплексу, описанному в книге уважаемого Вань Лайшэна "Антология Ушу". Утром, в обед и вечером каждый раз повторяя комплекс от трех и более раз, упорно добиваясь описанного в книге эффекта: "большой стаж занятий этими упражнениями поможет увеличить подвижность суставов и устранит сто болезней". Мне жаль осознавать, что столь хорошие упражнения недостаточно распространены. Так как сам автор узнал немало интересного из журнала "Цзин у", поэтому решил на его страницах рассказать об этом комплексе, чтобы и другие читатели получили пользу. Ниже приводится то, что сказано в книге уважаемого Вань Лайшэна:
Весь комплекс состоит из 7 поз и 10 движений руками.
Начальное движение – руки подпирают солнце и луну. Левая ладонь – солнце, правая ладонь – луна. Сцепив ладони перед собой, поднимаем их и выворачиваем над головой так, чтобы ладони смотрели вверх, навстречу иньской и янской "ци". Это первое начальное движение, повторяя комплекс вторым подходом его можно опустить.
Код комплекса, его партитура выглядит следующим образом: руки поддерживают солнце и луну; спереди красный воробей (красный воробей или чжу цюэ – иносказательное обозначение "ци сердца" - прим. переводчика); позади черный воин (черный воин или сюань у – обозначение "ци почек" - прим. переводчика); слева зеленый дракон (зеленый дракон или цин лун – отражает два представления: об "изначальном ци" почек (шэнь цзан юань ци) и "ци печени" (гань цзан чжэнь ци) - прим. переводчика); справа белый тигр (белый тигр или бай ху, также отражает два представления: о ци, связывающим человека с его предками (сянь тянь чжи ци) и представление о "ци легких" (фей цзан чжэнь ци); проворачиваем ворот; соединяем дракона и тигра.
Упражнения выполняются в следующей последовательности: руки поддерживают солнце и луну; спереди красный воробей (в левую и правую сторону); слева зеленый дракон; справа белый тигр; позади черный воин (в левую и правую сторону); проворот ворота (в левую и правую сторону); слияние дракона и тигра.
Подробнее позы и движения выглядят так:
1. Начальная поза.
Руки свободно свисают по бокам тела.
2. Поза "Руки поддерживают солнце и луну"
Из предыдущей позы поднимаем руки вверх над головой плавно разворачивая их ладонями кверху, пальцы ладоней направлены друг к другу. Смотрим сначала на левую ладонь, затем на правую. Таким образом, встречаем ци солнца и луны.
3. Поза "Спереди красный воробей"
Из предыдущей позы возвращаемся в начальное положение. Сначала вытягиваем левую руку перед собой и отводим ее влево таким образом, чтобы обращенная влево раскрытая ладонь образовывала прямой угол с левым бедром. Возвращаем руку на место и повторяем то же в правую сторону.
4. Поза "Слева зеленый дракон, справа белый тигр"
Из начальной позы вытянуть левую руку вверх открытой ладонью, затем вернуть руку в исходное положение. То же сделать правой рукой.
5. Поза "Позади черный воин"
Из начальной позы повернуть голову в левую сторону, затем вернуться в исходное положение и повернуть голову направо. При каждом повороте головы руки с открытыми ладонями распрямляем и отводим назад, возвращая в исходное положение вместе с возвращением головы.
6. Поза "Проворот ворота"
Из начального положения Левая рука с раскрытой ладонью поднимается вверх, затем с одновременным разворотом опускается на коленку, таким образом, чтобы большой палец был снаружи бедра. Правая рука совершает такое же движение. Затем выполняем попеременно кругообразные движения туловищем влево и вправо. В конечной точке движения рука образует прямой угол с бедром. Коленки не двигаются.
7. Поза "Слияние дракона и тигра"
Из начального положения раскрываем ладони вперед и поднимаем руки через стороны вверх таким образом, чтобы тыльная сторона ладоней во время этого медленного взмаха была направлена во-вне. Одновременно ладони разворачиваются вверх до пересечения над головой. После этого возвращаемся в исходное положение.
8. Завершающая поза
Из начального положения раскрываем ладони вниз, словно надавливая, ощущения сосредоточены в нижней части живота (в районе "дань тянь", т. е. на три пальца ниже пупка), при этом не предпринимаем усилий к концентрации, все тело и мозг естественно расслаблены, нет ни телесных усилий ни блуждающих мыслей. До выполнения завершающей позы необходимо несколько раз повторить весь комплекс несколько раз, начиная с позы "Спереди красный воробей", позу "Руки поддерживают солнце и луну" можно не повторять.
В заключении хотелось бы еще раз поделиться своим опытом почти годичных упражнений, чтобы его могли учесть менее опытные друзья. На начальном этапе занятий следует разучить движения для того, чтобы они были правильными и предотвратить возможное накопление вреда от неправильного их выполнения. Затем следует скоординировать движения с дыханием и направлением взгляда, для того, чтобы повысить их оздоровительный эффект. Вдох осуществляется с началом каждого движения, выдох с его завершением. Взгляд следует траектории движения. Следует сосредоточить на этом весь дух, в уме не должны рождаться. При выполнении упражнений взгляд направлен на кончики пальцев, кроме позы "Руки поддерживают солнце и луну", взгляд направлен мимо мимо/сквозь ладонь. Дыхание должно быть спокойным и ровным, движения плавными и расслабленными, таким образом вам удастся почувствовать свое тело. Упражняясь, таким образом некоторое время вы почувствуете, что во время упражнений тело наполнит тепло и радостное удовольствие. Изначальная "ци" (понятие изначальной "ци" или юань ци – включает представление о некой не телесной сущности, данной человеку родителями при зачатии – прим. переводчика) возликует. Достижение этих ощущений станет свидетельством того, что выполняемые вами движения в принципе правильны и упражнения приносят должный эффект. Так как я в свое время начинал осваивать эти упражнения без учителя, используя большие умственные усилия, часто мне казалось, что движения не удобны, внимание беспрестанно скакало. Мне приходилось по нескольку раз пытаться разучить упражнения. После того как мне удалось в течение некоторого времени выполнять упражнения каждый день, естественным образом я стал чувствовать себя удобно во время их выполнения, у меня улучшился сон. Это явилось лучшим свидетельство того, что слова десятков тысяч людей, практиковавших этот комплекс до меня, не были колдовскими заклинаниями. Десять тысяч кусочков моих представлений о цигун сложились в цельное ощущение цигуна. Сейчас я уже готов поделиться своим опытом, так как после упражнений достигаю состояния высокой степени телесного и душевного комфорта, тело становится мягким и подвижным при этом я чувствую в себе внутренние силы. При этом я хотел бы отметить, что лаконизм движений этого комплекса и производимые им эффекты далеки от каких бы то ни было чудес, и поэтому друзья, охотящиеся за чудесами, будут разочарованы. Короче говоря, если у человека нет практической мотивации и он не может заставить себя упорно заниматься, разочарований не избежать.
http://www.chinazone.ru
Восемь кусков парчи
(древний китайский оздоровительный и разминочный комплекс)
Автор статьи: Андрей Золотарёв
Упражнения выполняются плавно, без напряжения. Дыхание должно быть ровным и непрерывным. Каждое движение повторяют от двух до восьми раз.
- Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Поднять руки перед собой ладонями вверх, на уровне лица повернуть руки ладонями к лицу. Посмотреть вверх и потянуться поднимаясь на носки - Вдох. Вернуться в исходное положение, опуская руки по бокам - выдох.
- Исходное положение - ноги на двойной ширине плеч, руки скрещены внизу. Поднять руки перед собой, предплечья скрещены, правая рука сверху. Как бы натягивая лук, вытянуть левую руку влево ладонью от себя, выпрямив указательный и средний пальцы и согнув остальные пальцы. Одновременно сжать пальцы правой руки в кулак и отвести правый локоть назад-вправо. Сгибая колени, развести руки движением натягивания лука. Вдох. Описав полукруг правой рукой, выпрямить руки в стороны и опустить вниз. Выдох. Упражнение делается через раз на одну и другую сторону.
- Исходное положение - как в упражнении 1. Поднять руки к животу ладонями вверх. Продолжая движение, поднять левую руку вверх с давлением опуская правую руку вниз. В конце движения левая ладонь смотрит вверх пальцами вправо, а правая - ладонью вниз пальцами вперед. Вдох. Вернуться в исходное положение, опуская левую руку перед собой ладонью вниз. Выдох. Упражнение делается через раз на одну и другую сторону.
- Исходное положение - как в упражнении 1. Круговым движением поднять левую руку перед собой до уровня лица, потом обхватить свой затылок. Одновременно согнуть в локте правую руку и положить ее на спину тыльной стороной кисти. Захватить правое ухо средним и указательным пальцами левой руки. Скручивая корпус вправо и не отрывая ног от пола и сохраняя вертикальное положение, посмотреть на свою левую пятку Вдох. Вернуться в исходное положение, проводя левую руку вокруг шеи. Выдох. Упражнение делается через раз на одну и другую сторону.
- Исходное положение - стойка всадника, руки в кулаках в пояса тыльной стороной вниз, кулаки крепко сжаты, взгляд вперед. Движением прямого удара медленно вывести правый кулак вперед. Выдох. Разжать кулак, потом снова сжать и вернуть в исходное положение. Вдох.Упражнение делается через раз на одну и другую сторону.
- Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки свободно внизу. Слегка сгибая колени, потянуть руки вверх и наклониться назад. Вдох.Наклониться вперед, не сгибая колени захватить и притянуть к себе пальцы ног. Выдох.
- Ноги на двойной ширине плеч, наклон вперед, руки свободно внизу. Свободные движения плечами по очереди вверх и вниз, затем разведение рук между ногами с поворотом головы и таза впротивоположные стороны. Дыхание естественное.
- Встать свободно, на вдохе подняться на носки, затем на выдохе быстро перейти на пятки, отрывая носки от пола. Голову держать прямо.
Двенадцать кусков парчи ( шиэр дуань цзинь )
МА Цзижень, М.М.Богачихин
Данный метод тренировки родился из гимнастики "Восемь кусков парчи".
Поскольку он выполняется сидя, имеет еще название "сидячие восемь кусков".
Гимнастика "12 кусков парчи" в начале династии Мин уже в основном приняла постоянную форму, в это время Лин Цянь в книге "Важные указания о строительстве возраста", а также в книге середины Минской династии "Восемь писем о следовании жизни" Гао Ляня и "Важные формулы различных совершенствований" Ху Вэньхуаня (где приведена песенная формула "Метод ведения и привлечения: восемь кусков парчи") даны те же "двенадцать кусков парчи", что в книге "Схемы и пояснения внутренней работы", составленной Ван Цзуюанем в конце Цинской династии, за исключением отдельных слов. Что касается пояснений, то есть краткие и подробные. Поскольку в книге "Схемы и пояснения внутренней работы" объяснения движений написаны конкретно, а кроме того, согласно собственному предисловию Вана, его схемы внутренней работы полностью заимствованы из монастыря Шаолинь-сы в горах Суншань провинции Хэнань, то приведем их ниже.
1. Закрыть глаза и сесть в глубокой задумчивости, сжать кисти в кулаки, утихомирить дух размышления. Скрестить ноги и сесть, плотно закрыть оба глаза, погрузиться и уничтожить в сердце беспорядочные мысли. Сидеть всегда нужно выпрямив позвоночный столб, поясница не должна быть мягкой и слабой, корпус не должен прислоняться или опираться. Сжимание кистей: сжимать кисти надежно и прочно, что позволяет, закрыв заставы, изгнать вредоносность. Утихомирение размышления: утихомирить дыхание, размышление (сы) и обдумывание (люй) и сохранять дух-шэнь.
2. Стучать зубами 36 раз, двумя кистями охватить Куньлунь.
Нижние и верхние зубы друг о друга стучат со звуком, требуется тридцать шесть звучаний. Стучание зубами служит собиранию духа-шэнь внутри тела, чтобы не рассеивался. Куньлунь — это голова, 10 пальцев кистей взаимно переплетают и обхватывают сзади шею, тогда ладони обеих кистей прикрывают ушные отверстия, втихомолку фиксируют вдыхание носом 9 раз, легонько-легонько выдыхают и вдыхают, не допуская появления звуков.
3. Слева и справа звучит небесный барабан, 24 раза.
Считают, фиксируя дыхание носом, выход и вход по 9 раз завершив, тут же отпускают скрещенные кисти, переходят к нажатию на уши обеими ладонями.
Второй палец, поместив на средний, создавая силу, опускают вниз, громко щелкают пальцами по голове сзади, и должен быть звук, как будто бьют в барабан. Слева и справа, по 24 раза, двумя руками вместе щелкают, всего 48 раз. Потом опускают кисти, сжимая кулаки прочно.
4. Легонько покачивают небесным столбом.
Небесный столб — это загривок. Опустив голову, крутят шеей влево и вправо, вбок глядят, плечи тоже следом влево и вправо двигаются, поддаваясь качанию, в каждую сторону двадцать четыре раза.
5. Красный дракон баламутит воду-слюну, ударяя языком, полощут рот (вариант: полощут рот слюной) 36 раз, святая вода заполняет рот ровно, полный рот разделяют на три глотка, дракон идет — тигр сам убегает. Красный дракон — это язык. Язык поднимается к верхнему нёбу, а также перемешивают слюну в полном рту вверх-вниз, в обе стороны, чтобы вода-слюна сама рождалась, ударяя, полощут во рту 36 раз. Святая вода — слюнная жидкость, ее разделяют на три порции, и необходимо со звуком плеска проглотить. Сердце скрыто думает, глаза скрыто смотрят и проглатываемую слюну провожают под пупок в поле пилюли.
Дракон — слюна, тигр — ци, слюна идет вниз и ци сама следует за ней.
6. Закрыть ци, тереть руки до жара, сзади потирать задние ворота воспроизводящей энергии.
Носом вдыхают ци и запирают ее, ладони трут друг о друга до предела разогрева, быстро разводят руки и потирают заднюю часть поясницы сверху и по бокам, одновременно потихоньку выпускают ци (воздух) из носа. Ворота воспроизводящей энергии (цзинмэнь) — мягкие места по бокам задней части и поясницы. Обеими руками трут 26 раз, а затем подбирают руки, прочно сжав кулаки.
7. Израсходовать этот глоток ци, думая про огонь, что сжигает колесо пупка.
Закрыть ци рта и носа, скрыто думать сердцем, вращать огонь сердца и головы, внизу жечь поле пилюли, почувствовать, что будто бы жжет, и только тогда позволить ци выйти из носа. Колесо пупка — пупочное поле пилюли.
8. Влево и вправо вращать гончарный круг.
Согнуть обе руки, сначала левую кисть, соединив с плечом, вращают по окружности 36 раз, как обычную лебедку. Правой рукой действуют аналогично. Это метод одиночного вращения гончарного круга.
9. Стопам дают свободу, вытягивая, скрещивают кисти и пустоту подпирают.
Отпускают скрещенные ноги, горизонтально вытягивают вперед, пальцы рук переплетают, переворачивают ладони вверх, сначала надавливают переплетенными кистями на макушку, создавая силу подпирают верх, нужно кистями как бы подпирать тяжелые камни вверх, при этом поясница и корпус с силой вздымаются вверх. Кистями упираются вверх 1 раз и снова опускают вниз, надавливают кистями на макушку и снова упирают вверх, всего 9 раз.
10. Опускают голову, хватают ступни многажды.
Подтягивают ступни вытянутыми руками, голову наклоняют как при поклоне вежливости 12 раз. Затем подбирают ноги и скрещивают их, подбирают руки и сжимают кулаки прочно.
11. Подождав полноты святой воды (вариант: обратно поднимают воду), снова возбуждают и снова проглатывают слюну, и так три раза — и завершают; священная вода 9 раз проглатывается, глотают со звуком плеска. Сто каналов сами регулируются ровно.
Снова болтают языком во рту и, подождав, пока рот заполнится святой водой, опять возбуждают ее З6 раз, как и раньше, на этот раз дважды, а всего трижды и завершают. Раньше делали три глотка, на этот раз делают 6 глотков, всего 9 глотков. Как и раньше, заглатывать нужно со звуком плеска вод. Когда проглатывают слюну трижды, каналы самоотрегулируются, и все регулируется и выравнивается.
12. Закончив вращать водяное колесо, думают о разжигании огня и прожаривании тела. Старое название: восемь кусков парчи. После (часа) ребенка (23-1 ч) до полудня выполнять, выполнять прилежно, без перерывов, тьма немощей обратится в пыль.
Сердечные мысли опускаются под пупок в поле пилюли, как бы присутствует горячая ци, подобная огню, закрывают ци, как будто терпят при большой нужде, горячую ци направляют на дорогу в ущелье, то есть в место большой нужды, вверх поднимают к поясничному промежутку, хребту, загривку, затылку, до макушки; снова закрывают ци, следуя от лба к двум (точкам) "великий ян" (тайян), (точкам) перед корнями ушей, щекам и опускают к горлу, вниз к сердечной впадине, животу и пупку до поля киновари. Думать, что возник огонь и жжет, проходит по телу и повсюду жжет.
Шестнадцать кусков парчи.
МА Цзижень, М.М.Богачихин
В конце монгольской династии Юань и в начале Минской династии Лин Цянь был ученым, специалистом по взращиванию жизни (яншэн), которому перевалило за сто лет. Он написал специальную книгу, посвященную взращиванию жизни: "Важное значение взращивания жизни", в которой "шестнадцати кускам парчи" отведена глава. Методов ведения и привлечения, о которых он рассказывает, как считают специалисты по саморегуляции, было, несомненно, несколько сот, из них отобрано 16 важнейших, хотя все можно было включить.
Установлено было общее наименование: 16 кусков парчи. Позже этот комплексный метод ведения и привлечения был также включен Сюй Чуньпу в его "Полное собрание древних и современных медицинских рекомендаций". Сюй Чуньпу — чиновник Великой медицинской академии, крупный специалист в области медицины и саморегуляции, уделявшей большое внимание древнему цигуну, в том числе таким комплексам, как 24 формы метода ведения и привлечения Лао-цзы, 12 форм ведения и привлечения брахмана, 18 форм ведения и привлечения Чи Сунцзы, 18 форм ведения и привлечения Чжун Ли, 12 форм методов ведения и привлечения Ху Цзяньсу. "Ученик может в день выполнять 1–2 раза и долго-долго тело будет здоровым, плоть легкой, сто вредоносностей исчезнут целиком, на бегу догонишь скачущую лошадь, не возвратятся хилость и слабость".
В данном комплексе "восемнадцать кусков парчи" основа — "двенадцать кусков парчи", а также добавлены некоторые полезные вещи, текст тоже легче для понимания, к тому же описан эффект — это достоинства комплекса, поэтому он представляется для сравнения и клинического применения.
Все занимающиеся этим методом ведения и привлечения (даоинь) всегда встают ночью и на рассвете идут на тренировку, в это время ци чистая, а живот пустой, выполнение благоприятно для человека.
1. Закрывают глаза, сжимают кулаки прочно и успокаивают сердце, сидят прямо, стучат зубами 36 раз, затем обнимают руками шею, влево и вправо поворачиваются 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносность ветра, собравшуюся в боках.
2. Сплетают кисти, в пустоте подпирают в небо, опускают кисти и надавливают на макушку 24 раза. Это позволяет удалить вредоносную ци из промежутка между грудью и диафрагмой.
3. Кистями прикрывают уши, опять вторыми пальцами надавливают на третьи и упруго стучат по голове сзади 24 раза. Это позволяет удалить вредоносную ци из точек "пруд ветра" (фэнчи — на затылке, на меридиане желчного пузыря — М. Б.).
4. Кисти хватают друг друга, надавливают на левое колено и влево скручивают тело, надавливают на правое колено и вправо скручивают тело; 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносность ветра из дома печени.
5. Кисти вытягивают — одну вперед, другую назад, как будто растягивают пятикамневый лук 34 раза. Это позволяет изгнать вредоносность, скопившуюся в почках и подмышками.
6. Большое сидение (глубокий присед), расправляют кисти, вертят шеей с плечами и руками влево-вправо, оглядываясь, 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносность, скопившуюся в доме селезенки.
7. Кисти сжимают плотно в кулаки и, подпирая с двух сторон ребра, двигают плечами 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносность ветра из промежутка между поясницей и ребрами.
8. Двумя руками попеременно поколачивают по предплечью и плечевой части руки, обращаются к постукиванию по верху спины, а также по пояснице и ногам; делают по 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносность из четырех конечностей и груди.
9. Глубокий присед, вкось наклоняют туловище, кисти на одном уровне поднимают вверх, как бы поддерживая небо; 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносность, скопившуюся в доме легких.
10. В глубоком приседе вытягивают ноги, кисти направляют вперед, наклоняя голову, тянут за стопы; 12 раз. Затем сгибают вытянутые ноги, помещая стопу на колено, массируют ее 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносную ци из сети сердечной сумки.
11. Кистями упираются в землю, сокращают корпус, сгибая позвоночник, вверх поднимаются 13 раз. Это позволяет изгнать вредоносность, скопившуюся в сердце и печени.
12. Встают, взявшись за кровать, отжимаются и смотрят назад на спину, влево и вправо, 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносность ветра и жара из промежутка между почками.
13. Встают и медленно прохаживаются, сжимая кисти плотно в кулаки, левая нога ступает вперед — левая рука качается вперед, а правая рука назад; правая нога ступает вперед — правая рука качается вперед, а левая назад; 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносность из плечей.
14. Кисти направляют на верх спины, где они хватают друг за друга, корпус, наклонив, медленно-медленно поворачивают; 24 раза. Это позволяет изгнать вредоносность из обоих боков.
15. Ходят, выкручивая стопы: вперед десять с лишним шагов и назад десять с лишним шагов.
16. В высоком сидении вытягивают ноги, ступни скручивают внутрь, затем наружу; 12 раз. Эти два упражнения позволяют изгнать вредоносность из промежутка между коленями и стопами.
Выполнив эти 16 упражнений, снова садятся ровно, закрывают глаза, плотно сжимают кулаки и успокаивают сердце, язычный столб поднимают к верхнему нёбу, взбалтывая, извлекают слюнную жидкость до полного рта, возбуждают ее 36 раз, делают глотки со звуком плеска, снова закрывают ци и думают об огне поля пилюли, снизу вверх прожаривая тело, пока внутри и снаружи не будет кипящего жара.
Переходы:
Важная информация